ПОЛК
КЛУБ
    Назад
Вперед    

Богданович Модест Иванович

История Отечественной войны
1812 года, по достоверным источникам

Отрывки из книги "1812. Бородинская битва" Москва: "ЯУЗА" "ЭКСМО", 2009

После упорной перестрелки французская бригада генерала Теста (25-й и 57-й линейные полки) успела дебушировать из леса и устремилась на крайнюю флешь, но в эту самую минуту храбрый Компан был тяжело ранен картечью. Даву, между тем, оставшийся на батарее Сорбье и следивший за ходом дела, заметя колебания наступавших войск, прискакал к ним и приняв непосредственное начальство над бригадой Теста, направил 57-й полк против крайней флеши. Французы, ободренные его присутствием, ворвались в наше укрепление, но князь Багратион тотчас выдвинул в помощь гренадерам графа Воронцова несколько батальонов 27-й дивизии, которые выбили неприятелей из флешей. Командир 4-го кавалерийского корпуса, генерал-майор граф Сиверс, заметив расстройство французов, отрядил для преследования их полковника Васильчикова с Ахтырским гусарским и майора Теренина с Новороссийским драгунским полками, которые врубились в неприятельскую пехоту и захватили двенадцать орудий, но не успели их увезти, потому что были встречены и удержаны легкими кавалерийскими бригадами Мурье и Бермана. Несмотря, однако ж, на превосходства неприятеля в силах, наши драгуны и гусары опрокинули 4-й и 2-й виртембергские легкоконные полки и отошли обратно за флеши не прежде как получив приказание отступить. В продолжение этого боя были тяжело ранены генералы: дивизионный Дессе и бригадный Тесть. Сам маршал Даву, получив сильную контузию, упал с убитой под ним лошади и был принят за мертвого окружавшими его солдатами. Потеря французами всех главных начальников, в момент решительной атаки поселила колебание в их рядах и не позволила воспользоваться успехом, одержанным в начале боя.

… Князь Багратион в девять часов приказал 27-й дивизии Неверовского занять флеши и устремил навстречу неприятелю четыре батальона 12-й дивизии, гренадеров принца Мекленбургского, 2-ю кирасирскую дивизию Дуки и полки 4-го кавалерийского корпуса графа Сиверса, Новороссийский драгунский, Ахтырский гусарский и Литовский уланский с шестью конными орудиями; со стороны же французов были посланы в помощь Даву и Нею легкая кавалерия Бермана и Брюйера. Лишь только русская пехота двинулась вперед для отнятия потерянных флешей, Мюрат повел навстречу нашим войскам виртембергских конных егерей (бригада Бёрмана), которые, будучи атакованы кирасирами Дуки, были опрокинуты; наша кавалерия, преследуя неприятельскую, ворвалась вслед за нею в шанцы и выбила оттуда французскую пехоту. Новороссийские драгуны (а по другим сведениям, кирасиры Дуки) овладели конною батареею, сопровождавшей конных егерей Бёрмана, но не успели увезти ее. Сам Мюрат, окруженный нашими кирасирами, едва избег плена, соскочив с лошади и найдя убежище в левой нашей флеши, в то время еще занятой одним из виртембергских батальонов. Вслед за тем наши кирасиры захватили шесть французских конных орудий корпуса Нансути, но будучи атакованы 6-м польским уланским полком (дивизии Брюйера) принуждены были оставить свою добычу.

… Головная часть кавалерии, состоявшая из саксонцев, взобравшись на противоположный скат оврага, увидела в нескольких стах шагах от себя у развалин Семеновского батарею с прикрытием из остатков 2-й гренадерской дивизии, которое, в это самое время перестраивалось в три каре. Тогда генерал Тилеман, командовавший саксонскими кирасирами, решился тотчас кинуться в атаку с двумя с половиной эскадронами, успевшими перейти через овраг; прочим же было приказано, по мере появления их на гребне оврага, развертываться влево и постепенно идти в атаку: таким образом наступление имело вид уступов с правого фланга. Наши гренадеры, ослабленные предшествующим боем, были опрокинуты, а Сиверсовы драгуны, кинувшиеся им на помощь, также не могли удержать гвардейских кирасиров, которые, хотя и были встречены в четырехстах шагах картечью 2-й легкой гвардейской роты, состоявшей под начальством поручика Столыпина, однако ж промчалась мимо Семеновского и заскакали в тыл Измайловским и Литовским каре. Но в этот самый момент генерал Бороздин 2-й с кирасирскими Его и Ея Величеств и Астраханским, атаковал саксонских кирасир; сам Тилеман рубился с нашими латниками; наконец – дело было решено здесь атакой во фланг неприятелю Ахтырского гусарского полка (вооруженного пиками, по уверению Шрекенштейна и Бернгарди). Дивизия Лоржа была принуждена отойти за гребень высот. Со стороны неприятеля был ранен вестфальский бригадный генерал Лепель, которому оторвало руку ядром, еще в то время, когда войска Латур-Мобура двигались от Каменки к Семеновскому оврагу.

 

Глинка Федор Николаевич

Очерки Бородинского сражения

Отрывок из книги "1812. Бородинская битва" Москва: "ЯУЗА" "ЭКСМО", 2009

Ужасна была картина той части поля Бородинского, около деревни Семеновской, где сражение кипело как в котле. Густой дым и пар кровавый затмили полдневное солнце. Какие-то тусклые, неверные сумерки лежали над полем ужасов, над нивою смерти. В этих сумерках ничего не видно было, кроме грозных колонн, наступающих и разбитых, эскадронов бегущих. Груды трупов человеческих и конных, множество распущенных по воле лошадей, множество действующих и подбитых пушек, разметанное оружие, лужи крови, тучи дыма – вот черты из общей картины поля Бородинского! Но вот ближе к нам я вижу одного из отличных генералов наших. Тогда еще молодой и сановитый, в красивом ахтырском мундире, он прискакал на самый гребень одного из холмов Семеновских и, едва сдержав левою рукою крутого, чалого коня над глубокою рытвиною, правой указывает на бегущего неприятеля. По мановению руки его (это был генерал Васильчиков) батареи скачут, и тяжелые орудия посылают гибель и разгром вслед за бегущими. Даль представляет вид совершенного хаоса: разорванные, изломанные французские эскадроны кружатся, волнуются и исчезают в дыму, уступая место пехоте, выступающей стройно!

Электронную версию книги Ф.Глинки "Очерки Бородинского сражения"
Вы можете прочитать в библиотеке интернет-проекта "1812".

© При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на источник обязательна.